logotype
Ilya Efimovich Repin
image1 image2 image3 image3

Репин. "Иван Грозный убивает своего сына".

Иван Грозный убивает сынаЛичность Ивана Грозного всегда привлекала художников. Репин предпринял попытку увидеть в легендарной личности человека со всеми страстями и слабостями его. Отец, муж, вечный искатель женской красоты и юности, неврастеник, не умеющий обрести душевного равновесия.

Для картины Ильи Ефимовича Репина "Иван Грозный убивает своего сына", сюжетом послужил подлинный исторический факт - убийство царем Иваном IV своего старшего сына Ивана.
Не сразу, не вдруг родилась у художника конкретная композиция задуманного им полотна.

Сначала, в предварительном наброске, были и стольные бояре, вбежавшие на шум, была и женщина, застывшая на пороге какого-то дальнего покоя. Но уже в следующем эскизе исчезли бояре и женщина, художнику стало ясно, что на картине нужно изобразить только царя и его сына.
Великие произведения не создаются ценой малых усилий. Репин работал как каторжный, с утра до ночи - неделями, месяцами, годами.. Задумав писать большое полотно, художник принялся изучать историческую обстановку. Дворцовая палата воссоздана им по одной из комнат музея "Дом боярина XVII века", отброшенное царем кресло, зеркало и кафтан царевича написаны с натуры в Оружейной палате, царский посох - с жезла в Царскосельском дворце, а сундук художник нашел в Румянцевском музее. Зритель как бы осязательно ощущает и пушистость ковра, и шелковистость халата.
Так продолжалось три года.
Шаги на пути решения художественных образов И. Репин сделал с помощью своего единственного учителя - П.П. Чистякова. Художник бывал у профессора на даче в Царском Селе, и здесь Павел Петрович показал ему старика, ставшего прототипом царя на картине. Потом на этот образ наложились черты чернорабочего, встреченного случайно на Лиговском рынке: этюд с него был написан прямо под открытым небом. Для головы царевича, уже во время работы над холстом, И. Репину позировали художник Г.Г. Мясоедов и композитор П.И. Бларамберг. Какие-то частности для лица царевича он взял с этюда, сделанного с художника Менка, но в основном в роли царевича выступал писатель В. Гаршин: "У него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что нужно для моего царевича".
Действие картины Илья Репин переносит в полумрак палаты царского дворца в Александровской слободе, где и произошло роковое столкновение отца и сына. Он изобразил первый момент осознания Грозным только что совершенного поступка. Не исторический факт, а психологический момент занимали художника.

...Отброшено в сторону кресло, на котором вот только что сидел царь, всего какое-то мгновение назад, а потом в неистовом гневе швырнул в наследника окованный железом посох...
Иван Грозный у Репина страшен. Этот тиран, деспот, убийца, одной ногой уже стоящий в могиле, весь испачкан кровью... Не только кровью своего сына, но и кровью жителей Новгорода и Пскова, Твери и Полоцка, кровью безвестных смердов и всем ведомых "изменников". В своем неограниченном самовластии он давно освободил себя от всех нравственных законов, переступил их. Для него жизнь уже давно не представляла никакой цены, но на этот раз царь Грозный убил своего сына и преемника, продолжателя всех своих начинаний. Отцовская любовь, ужас, горе, раскаяние, буря чувств, охвативших его после приступа безудержной ярости, - все эти сложнейшие переживания Ивана IV переданы И. Репиным с непревзойденной экспрессией.
Иван Грозный в черной монашеской одежде, которую он обычно носил, крепко прижимает к себе полулежащего на полу сына и тщетно пытается остановить кровь, густой струей текущую из раны и уносящую жизнь невинно убиенного. Лицо царя Ивана бледно, широко раскрытые, вылезающие из орбит глаза почти безумны.
В противоположность Грозному, в котором все полно крайнего напряжения, царевич Иван изображен в бессильном угасании: лицо его бескровно, полупотухший глаз не видит ничего вокруг, тело обмякло и отяжелело. Лишь левая рука в последнем усилии опирается на ковер, да по мертвенно-бледной уже щеке катится горькая слеза. Светло-розовый кафтан царевича, виднеющиеся из-под него шаровары и зеленые узорчатые сафьяновые сапоги создают резкий контраст с черной одеждой отца.
В цветовом построении картины И. Репина преобладает интенсивный красный цвет. Он писал чистой красной краской, без всяких примесей, потому красный цвет и разработан у художника с чрезвычайным разнообразием оттенков. Алая кровь, текущая из раны на виске царевича; красные, похожие на кровь тени в складках его кафтана; темно-красная лужа крови на красном ковре - все это создает напряженность колорита, находящегося в гармонии с изображенной на картине трагедией. А синеватый полумрак палаты и проникающий в нее из небольшого окна холодный рассеянный свет еще больше усиливают драматическую напряженность изображенной сцены.

10 февраля в петербургском доме князя Юсупова на Невском проспекте открылась выставка, на которой и была представлена картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Успех ее был просто ошеломляющий. Но в первые же дни выставки начались разговоры о запрещении экспонирования картины. В апреле 1885 года по представлению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева картина была снята с выставки. Купивший ее П.М. Третьяков получил предписание хранить ее в недоступном для посетителей месте. Правда, через три месяца, по ходатайству художника А.П. Боголюбова, близкого ко двору, запрет был снят.

 

 Но "Ивану Грозному и сыну его Ивану" предстояло еще одно испытание, случившееся почти через 30 лет. В январе 1913 года Третьяковскую галерею посетил иконописец из старообрядцев Абрам Балашов. Постояв недолго около суриковской "Боярыни Морозовой", он внезапно метнулся к картине И. Репина и с криком "Довольно крови!" нанес полотну три удара ножом, заранее припрятанным за голенищем сапога. Удары пришлись по лицам Ивана Грозного и царевича Ивана.
Восстановить живопись должен был сам И.Е. Репин, специально для этого приехавший из Куоккалы. Но со времени создания картины прошло уже почти три десятилетия, за это время изменились и художественная манера И. Репина, и трактовка им цвета. Художник ничего не стал восстанавливать, а заново написал голову царя в манере, свойственной ему к 1913 году. Кусок новой репинской живописи заплатой лег на старую картину. Через несколько часов Игорь Грабарь, возглавлявший Третьяковскую галерею, увидел на полотне свежие еще краски. Его решение по своей смелости было просто дерзким. И. Грабарь насухо стер положенные И. Репиным краски (художник к тому времени уже уехал) и "заправил", как выражаются специалисты, потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком.
Через несколько месяцев И.Е. Репин вновь оказался в Третьяковской галерее, долго стоял перед своей картиной, но так ничего и не заметил.

 

2017  Репин Илья Ефимович    globbers joomla templates
Изобразительное искусство