logotype
Ilya Efimovich Repin
image1 image2 image3 image3

Биография Репина.

repi 01         Репин Илья Ефимович(1844--1930 г.) - русский живописец и писатель. Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. С 1863 г. учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского. В Рисовальной школе его покорило уверенное совершенство рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать, но безуспешно: его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже. Когда вывесили оценочный лист, он искал себя в самом конце и, не найдя там, страшно расстроился. Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал: “Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!”.    Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя “посредственным тружеником” и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.

Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли, и то и другое он принимал в рабочем порядке, как необходимые поправки к собственному труду.

  С 1864—71 г. проходил обучение в Петербургской Академий Художеств. В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И.Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с В.В.Стасовым. Познакомившись с идеями революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин работает над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен Академии Художеств — над портретами, жанровыми картинами и рисунками. Очень восприимчивый к жизни начинающий художник никак не собирается этой реальности сторониться: не без успеха пробует он свои силы repi 02
в незамысловатых “домашних” жанрах (“Подготовка к экзамену”, 1864 г.), пишет лиричные довольно удачные портреты близких ему людей: “Портрет матери Т.С. Репиной”(1867 г.), “Портрет брата В.Е. Репина”(1867 г.). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах: “Портрет Р.Д.Хлобощина”(1868 г.), и “Портрет В.А.Шевцовой”(1869 г.)(впоследствии жены художника). В эти годы Репин   создал большой групповой портрет “Славянские композиторы” (1871—72 г.) , где добиваясь естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительности, психологической характеристики действующих лиц.     Весьма показательна в этом смысле репинская картина “Воскрешение дочери Иаира” (1871 г.) - конкурсная программа на repi 08
евангельский сюжет, за которую художник получил золотую медаль и право пенсионерской поездки за границу. Создавая это монументальное полотно, Репин все время сверялся с академическими требованиями, но шел дальше их. Культивируемый в стенах Академии “высокий стиль” был воспринят им не как нормативная система, а как содержательная традиция, связанная со способностью искусства постигать возвышенную, чудодейственную силу человеческого духа.

   С 1873—76 г. пенсионер (стипендиат) Репин отправляется в Италию и Францию. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины “Бурлаки на Волге”. Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. 

repi 09 Однажды, еще в бытность Репина в Академии, приятель утащил его кататься на пароходе. День был погожий, погода солнечная - пароход весело шел по Неве. Неожиданно по радостному и светлому полю этой чудной картины он увидел ватагу грязных бурлаков, уныло бредущих по песчаному берегу. Резкий контраст между праздничным сиянием дня и внезапным появлением грязных фигур произвел на Репина сильное впечатление.  За  бурлаками Репин ездил уже вместе с молодым художником, талантливым пейзажистом Фёдором Васильевым на Волгу, где выполнил множество портретных зарисовок. В конце лета 1870 года он привез свои волжские этюды в Петербург.

  Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но repi 10
одновременно композиция выглядит так, что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых - самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.

    Возглавляет ватагу тройка "коренников": в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного философа, справа - бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, справа – “Илька-матрос”, озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин являет собой как бы серединный характер между этими двумя противоположностями.

repi 13  Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый “Грек”, обернувшийся словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок.    Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе - таков “сверхсюжет”  “Бурлаков”.      

   Никто из русских художников, кроме Карла Брюлова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались его “живыми” портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане - умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни.

    В мае 1873 года художник отправился в Европу в качестве пенсионера Академии художеств. Он посетил Всемирную выставку в Вене, где экспонировались его “Бурлаки”, имевшие громадный успех.   Путешествовал по Италии и наконец обосновался в Париже, на Монмартре, repi 16
где начал работу над картинами “Садко”(1875-1876 г.)  и “Парижское кафе”(1875 г.). Сюжеты этих произведений - фантастическая сказка и жанровая сцена  кажутся совершенно не “репинскими”.

    Репин писал Стасову, что он “ужасно заинтересован Парижем, его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте”. И эти картины, и адресованные в Россию частные письма отчетливо выявляют круг творческих интересов молодого живописца. Он не стал рьяным приверженцем исканий новой парижской школы, но не усматривал в импрессионизме опасность ухода от жизненной правды.    Эта широта интересов, отзывчивость таланта - основные свойства творческой натуры Репина. В одно и то же время он способен был работать над совершенно различными вещами и в различной манере.

   Репина упрекали в художественной неразборчивости: “Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т.д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно… “ - так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства, и с великолепным равнодушием отвечал: “Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие”.

repi 17  Летом 1876 года Репин снова на родине. Ненадолго поселившись в окрестности Петербурга, он пишет там красивую и лиричную картину “На дерновой скамье” (1876 г.). На ней изображены жена художника Вера Алексеевна Репина, ее родители и брат с супругой. В картине соединены все те художественные уроки, которые Репин мог получить во Франции. Это не откровенно импрессионистическая манера, но в то же время это работа художника, который знает и учитывает открытия современной импрессионистической живописи.

    Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. Он часто и подолгу гостит в подмосковном Абрамцеве и оказывается одним из самых деятельных участников мамонтовского кружка - дружеского сообщества, которое как раз в это время становится очень важным очагом русской художественной жизни.

    Начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества, продолжающийся и после того, как в 1882 году художник переезжает в Петербург. За какие-нибудь десять - двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений. Он становится членом Товарищества передвижных художественных выставок - творческого союза, объединившего на реалистической платформе все крупнейшие силы русского изобразительного искусства второй половины XIX века. Появление репинских картин на ежегодных выставках этого объединения превращается каждый раз в событие общественной и художественной жизни.

    “Крестный ход в Курской губернии” (1880-1883 г.). Тема крестного repi 18
хода - одна из популярнейших в русской живописи. Однако 
Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В Крестном ходе толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни. 

    В характеристиках привилегированной части толпы - мещан, купцов, кулаков и помещиков - отчетливы обличительные интонации, имеющие своим источником критическую тенденцию 1860 годов. На лицах - выражение притворного благочестия, сознание собственной значительности и важности.    “Чистая публика” отсоединена шеренгой пеших и конных урядников от толпы нищих странников, возглавляемой горбуном. В картине горбун - единственный персонаж, чье порывистое движение, в себе самом repi 19
имеет глубокий содержательный смысл. На полотне медленно движется и вся толпа, но это беспорядочное нестройное шествие, не имеющее ни конца, ни начала, не знает и своей общей цели, огромная масса людей распадается на отдельные, занятые своими делами и заботами группы. И только устремленной вперед фигуре горбуна мотив движения обретает вполне самостоятельное значение, внутренний импульс. 

    В крестьянских полотнах Репина сказывается широта художественных интересов автора. Вынашивая замысел эпического, многофигурного “Крестного хода”, он мог одновременно увлекаться и решением более частных задач. Так возникают, например, его известные портретные работы “Мужик с дурным глазом” и “Мужичок из робких” (обе 1877 г.) социально определенные образы-типы, много дающие для понимания repi 23
сложности народного характера. Наряду с желанием постичь “вечные”, коренные проблемы русской деревенской жизни Репин был способен откликаться и на самые злободневные вопросы крестьянского бытия. Однако эта злободневность попадала в поле зрения художника именно той стороной, которая выражала собою типичные черты русской мужицкой доли. 

    В отличие от своего знаменитого современника В.В. Верещагина, непосредственного участника русско-турецкой войны, посвятившего ей большой цикл батальных полотен, Репин не писал боевых сцен. Военная эпопея оборачивается в его глазах все теми же эпизодами трудного крестьянского существования. Таково, например, большое жанровое полотно Проводы новобранца (1879 г.). И хотя оно заметно отличается от зрелых репинских произведений repi 24
несколько условной картинностью композиционного замысла, в нем есть правда человеческих чувств, достоверность изображаемого крестьянского быта.

    Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ посвященных революционной теме.  Интерес Репина к русскому освободительному движению той поры и его участникам, интерес, который он разделял и с писателями, и с некоторыми своими коллегами-передвижниками, говорил, прежде всего, о жизненной активности его творческой позиции, о его социальной чуткости. Начав с беглых этюдных набросков, художник последовательно углублял эту тему, поворачивая ее разными жизненными гранями, выявлял в ней различные психологические аспекты. Даже один и тот же сюжет, “Арест пропагандиста”(1892 г.), в нескольких графических эскизах и живописных вариантах обретал каждый раз особый человеческий смысл, свою интонацию. Картину не хотели разрешать к показу.  Устроители выставки пригласили царя осмотреть экспозицию накануне вернисажа. Александр III все рассмотрел и похвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему Репин писал так тонко и старательно.

    Наконец выставка открыта. Автор картины с удовольствием резюмирует: “Моя выставка здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Много студенчества, курсисток и даже ремесленников толпится в двух залах и рассыпается по широкой лестнице. 

    Сюжетное продолжение этого цикла – “Отказ от исповеди”(1879-1885 repi 26
г.). Картина была написана под впечатлением поэмы Николая Минского “Последняя исповедь”, опубликованной в нелегальном журнале “Народная воля”:

Прости, господь, что бедных и голодных
Я горячо, как братьев, полюбил …
Прости, господь, что вечное добро
Я не считал несбыточною сказкой.

    Чрезвычайно скупыми живописными средствами создана атмосфера замкнутого, глухого подземелья: фигуры обступает густой могильный сумрак, где едва мерцает тусклый лунный свет, выхватывающий из этой тьмы лицо арестанта. Горделивое достоинство узника противопоставлено обескураживающей осторожности, с которой священник, приготовив крест, подходит к заключенному. Не показав ни лица, ни жеста Репин передал интонацию священника, который обращается к арестанту без настойчивости, нерешительно и даже как будто деликатно, как человек, уже знающий, что от героя-народника не следует ожидать покаяния, в то время, как в фигуре и в лице заключенного присутствует момент эгоистической надменности. Он словно готов разразиться пламенной обличительной речью.  

repi 27Самым значительным произведением на революционную тематику стало полотно “Не ждали”(1883-1884 г.). Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Его неловкая поза, ожидание, застывшее в глазах, свидетельствующих о неуверенности, даже страхе: узнает ли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети? Репину  удалось мастерски передать всю сложную гамму чувств, отраженных на лицах революционера и членов его семьи. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца), изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. А на лице мальчика - радостная улыбка, говорящая о том, что ребенок догадался, кто стоит перед ним.

    Репин написал свою картину очень быстро, на одном дыхании. Но затем дело остановилось: в течение нескольких лет он переделывал голову революционера, стремясь добиться нужного выражения. По первоначальному замыслу его герой должен был иметь мужественный облик, но в конце концов художник остановился на мысли, что гораздо важнее показать муки и душевные переживания человека, на много лет оторванного от родного дома и семьи.

    Картину, показанную на XII Передвижной выставке, зрители встретили восторженно. К полотну невозможно было подойти, так как возле него всегда толпились люди. Равнодушных не было. Мнения были всякие.

    Вся современная Репину критика, включая Стасова, признавала, что repi 29
амплуа “историка” - не его призвание. Между тем
Репин чрезвычайно заботился об исторической достоверности своих картин. Работая над картинами : “Царевна Софья”(1879 г.), “Иван Грозный убивает своего сына”(1885 г.), “Запорожцы пишут письмо турецкому султану(1880-1891 г.), он выяснял мельчайшие детали: костюмы, оружие, мебель, убранство интерьера, даже цвет глаз царевны Софьи. Но при этом в исторических картинах Репина совершенно отсутствует временная дистанция: несмотря на тщательно воссозданный антураж, происходящее показывается как совершающееся в настоящем, а не прошедшем времени.

. Мы свободно можем “войти” в интерьер кельи "Царевны Софьи"пустое пространство перед окном как будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери. Покатившийся посох в “Иване Грозном” в следующую минуту готов упасть за раму картины. Голая голова казака в “Запорожцах” словно прорывает плоскость холста, оказываясь в пространстве зрителя.

repi 30    На “Запорожцев”  художник затратил огромное количество энергии, любви и забот. “Я уже несколько лет пишу свою картину и, быть может, еще несколько лет посвящу ей, - говорил , - а может случиться, что я закончу ее и через месяц. Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания Запорожцев.

    Сотни подготовительных этюдов, эскизов, рисунков, специальные поездки для изучения материала - все это говорит об одном основном чувстве, владевшем живописцем. Это чувство - любовь. И это состояние восторга, преклонения и любви художника к своим героям мгновенно передается зрителям.

   “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Вот они перед repi 33
нами во всей своей красе и удали. Галерея типов, совершенно оригинальных, неподражаемых, легендарных. Можно часами разглядывать их лица - загорелые, обветренные степными ветрами, опаленные солнцем, дубленные невзгодами, изрубленные в жестоких схватках, но все же красивые, источающие силу, энергию, бьющую через край.

    Но ведь история - это вовсе не сиюминутное событие, не непосредственно созерцаемая реальность. И в этом отношении история у Репина - это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не “длящийся процесс”, а необратимый финал. Именно эта “действенность” - главная особенность репинских исторических композиций, когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению. Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит. Взрыв хохота запорожцев в следующий момент угаснет - временная перспектива сокращена до точки. Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, “произошедшего в одно мгновенье”.

     Быстро, в несколько сеансов, Репинписал лишь портреты, и никогда их не переделывал. Модели художника всегда представлены в конкретной, легко прочитываемой жизненной ситуации: как правило, это ситуация “диалога” - со зрителем или с невидимым собеседником.

    В манерах и поведении каждого человека можно найти черты, нарушающие общее представление о личности. Однако эти же черты и составляют неповторимость, особенность любой индивидуальности. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством.

repi 34    Глубоко задумался среди шедевров своей галереи Третьяков (“Портрет П.М. Третьякова”(1889 г.)), скрестив руки на груди, - в полной достоинства позе, однако в движении пальцев его руки присутствует какая-то нервная трепетность, нарушающая общее спокойствие. Откинулся в кресле, в то же время слегка приподнявшись, прищурясь, точно приготовившись произнести решающий аргумент в споре, сенатор Дельвиг (“Портрет А.И. Дельвига”(1882 г.)). Вопросительным взглядом, вздернув бровь и желчно сомкнув губы, смотрит Алексей Писемский (“Портрет А.Ф. Писемского” (1880 г.)).

    “Портрет Н.Н. Ге” (1880 г.) выполнен в сумрачных “рембрандтовских” тонах, мелкими, рельефными мазками. Близкий по времени “Портрет Пелагеи Стрепетовой” (1881 г.) - размашисто, этюдно. Эта “горячая” эскизная живопись прекрасно соответствует сильному, порывистому, даже экзальтированному характеру знаменитой актрисы. Репин всякий раз словно заражается личностью портретируемого, подчиняя свою живописную манеру свойствам характера и стилю поведения модели.

    Во время путешествия по Испании Стасов часто напоминал Репину, что здесь-то он должен обязательно написать красавицу. Наконец нашлась дама, показавшаяся им “чуть ли не идеалом красоты”, и  Стасов  устроил портретные сеансы. И тут – “куда, куда девалась ее красота?! Это была самая простая, самая обыкновенная и очень молчаливая дама… Этюд вышел очень заурядный, неинтересный, - вспоминал Репин. Чем же объясняет художник свою неудачу? Просто-напросто тем, что дама позировала очень старательно и добросовестно, и ему от этого стало скучно. “…Часто, то есть почти всегда, когда позируют очень безукоризненно, терпеливо, портрет выходит скучный, безжизненный, и, наоборот, при нетерпеливом сидении получаются удачные сюрпризы. Так, например,  "Портрет  П.М. Третьякова", который сидел с необычным старанием,  вышел плохой, а repi 36
"Портрет А.Ф.Писемского", вскакивавшего каждые пять минут для отдыха  имел большой успех”.

    Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой.За тридцатилетний период личного знакомства с Толстым художник сделал десятки живописных и графических изображений писателя, а однажды, обратившись к скульптуре, вылепил и его бюст. Выбирая сюжеты для своих портретных этюдов, Репин явно старался откликнуться на те стороны жизни и быта яснополянского графа-мужика, которые были предметом особого внимания всероссийской молвы. Толстой-пахарь, Толстой на косьбе, Толстой в лесу, на молитве - такие сцены очень занимали портретиста, к ним он возвращался не раз. Собирательный образ писателя, каким он складывался из многочисленных репинских изображений - от беглых набросков до законченных живописных композиций, - вполне отвечал представлениям о Льве Толстом как о человеке-легенде. Репин утверждал жизненную значимость этой легенды, но вместе с тем лишал ее романтического ореола, снимал с нее все условные покровы, стремясь к предельно живому и непосредственному художническому прикосновению к духу и плоти своего героя, к его повседневному бытию.

repi 44   В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, “Л.Н. Толстой босой” или же “Л.Н. Толстой на отдыхе в лесу” (обе 1891 г.) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Жаркий летний воздух, свежая зелень листвы, густая прохладная тень от дерева, под которым отдыхает с книгой в руках уже немолодой писатель, или же лесная тропа и на ней - Толстой босиком, в просторной белой блузе со своим очень характерным жестом заложенных за пояс рук - все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности.

 Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета - все этоrepi 43
глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – “могучее тело” античного Зевса. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла"Портрет Л.Н.Толстого"(1887 г.), где Л.Н. Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках.
.

       До сих пор речь шла о репинских работах, созданных, главным образом, на протяжении последней трети XIX века. Это время можно назвать классическим периодом творчества художника в том смысле, что именно с ним связаны все или почти все лучшие произведения мастера. Именно в эти десятилетия его живопись определяет собою ведущие стилевые и содержательные особенности реализма в русском изобразительном искусстве, а сама личность Репина пользуется непререкаемым авторитетом в широких литературных и художественных кругах.

    Однако, как известно, творческая деятельность Репина захватывает и XX век - художник умер в преклонном возрасте, в 1930 году, и вплоть до последних лет своих не выпускал из рук кисть. Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни - в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы. Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество.

    Репин в Пенатах - это завершающая глава творческой биографии мастера, связанная многими нитями с предшествующими разделами его творчества. И вместе с тем это - совершенно особая историко-культурная тема, обращенная не только в прошлое, но и в будущее. Верный демократическим убеждениям, своему общественному темпераменту, Репин внимательно следит за социальной жизнью России. Остро реагировал он на события первой русской революции 1905 года, участвуя во многих коллективных протестах прогрессивной русской интеллигенции против царского террора, а также пытаясь передать свои впечатления о происходившем в живописных repi 40
работах. Знаменательным было сближение его в эти годы с М. Горьким. Хорошо известный репинский рисунок “М. Горький читает в Пенатах свою драму “Дети солнца” (1905), на котором вместе с писателем изображены В.В. Стасов, А.И. Куприн, Н.Г. Гарин-Михайловский, - значительное явление русского графического искусства начала XX века и вместе с тем важный историко-культурный документ эпохи.

    Совершенно справедливо осознавая себя продолжателем реалистических традиций XIX века, Репин, однако, в ряде работ не остается чуждым тех форм и способов художественной типизации действительности, которые несло с собою новое время, новое творческое мышление. Глядя на его repi 41
картину “Какой простор!” (1903 г.), зрители не без основания увидели в ней не столько изображение прогулки двух молодых людей по берегу Финского залива - таково было буквальное содержание представленной сцены, - сколько желание автора передать свое ощущение грядущего.

    Сложная, полная глубоких противоречий художественная ситуация в России предреволюционных лет необычайно остро поставила перед художником проблему самосознания творческой личности, проблему ее жизненной судьбы. Некоторые картины Репина той поры кажутся прямым откликом на эту душевно выстраданную тему - от трагического “Самосожжение Гоголя” (1909 г.) до нескольких холстов, посвященных Пушкину и утверждающих человеческое и общественное величие гения.

      Репин прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полную меру оценить исторический, общественный смысл его искусства. Не раз заявляя о своей верности заветам революционных демократов, в первую очередь - эстетическим взглядам Н.Г. Чернышевского, художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской интеллигенции, ее желанием связать свое дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Все это и определило важное место репинских произведений в мировом наследии реалистической живописи XIX века. Репин, живший в усадьбе "Пенаты" с 1899 года, не порвал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. В "Пенатах", где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей Репина И.Е. есть также в Чугуеве. В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М.Г.Манизер, архитектор И.Е.Рожин).

2018  Репин Илья Ефимович    globbers joomla templates
Изобразительное искусство